На экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют, прежде всего, следующие экономические факторы:
- общее состояние экономики;
- средний доход на душу населения;
- уровень безработицы;
- обменный курс местной валюты;
- уровень налогообложения;
- банковский процент на кредиты и др.
Вместе с тем большую роль на развитие отрасли оказывают и социально-экономические факторы:
- распределение населения по уровню доходов;
- уровень образования;
- образ жизни;
- уровень преступности;
- развитие туризма и т.п.
Состояние отрасли также зависит от законодательства:
- налоговое и трудовое законодательство;
- правила лицензирования;
- санитарно-гигиенические требования;
- правила пожарной безопасности;
- законы о правах потребителей и пр.
На загрузку отелей в курортных регионах влияют:
- довольно быстро меняющаяся мода на отдых;
- трудности получения визы;
- условия работы транспортных компаний.
На экономические показатели влияют и внутренние факторы:
- принятая система управления и контроля (особенно система контроля за издержками);
- уровень предоставляемых услуг;
- трудовые отношения.
Поэтому администрация отеля постоянно должна уделять внимание улучшению условий труда персонала, сокращению текучести рабочей силы и улучшению общей атмосферы в трудовом коллективе.
На экономические показатели отеля может повлиять и неправильная выбранная система тарифов. В мире используются следующие основные системы гостиничных тарифов.
- В тариф входит только оплата проживания.
- В тариф входят оплата проживания и завтрак.
- Полупансион. В тариф входят проживание, завтрак, обед или ужин.
- Полный пансион. В тариф включены проживание и трех (или четырех) разовое питание. Применяется в курортных отелях, в особенности в регионах, где недостаточно развита сеть общественного питания.
- «Все включено». В тариф включаются проживание, многоразовое питание, все (или большинство) развлечения и напитки в баре (обычно за исключением импортных). Применяется в курортных отелях, которые изолированы от посторонних.
Влияние любого из вышеперечисленных факторов сказывается прежде всего на коэффициенте загрузки отеля. Это важнейший показатель работы гостиницы, определяющий его рентабельность.